Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка.
С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
«Отгадай предмет по названию его частей»
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
- Пол, стены, потолок (комната).
- Подоконник, рама, стекло (окно).
«Отгадай, что это»
- Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты)
- Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт)
«Один – много»
- взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);
«Назови ласково»
- взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);
«Какой? Какая? Какое?»
- взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет
- (ложка – большая, металлическая, красивая);
«Угадай первый звук в слове»
- взрослые предлагают ребенку определить первый звук в
- произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);
«Придумай слово на звук []»
- взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
«Назови лишнее слово»
- кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
- стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
- пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
- слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
- волк, собака, рысь, лиса, заяц;
- лошадь, корова, олень, баран, свинья;
- роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
- храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- желтый, красный, сильный, зеленый;
«Чем отличаются предметы?»
- Чашка и стакан
- Яблоко и груша
- Помидор и тыква
- Тарелка и миска
- Кофта и свитер
«Что общего?»
- У двух предметов:
- огурец, помидор (овощи);
- ромашка, тюльпан (цветы);
- слон, собака (животные).