Родителям рекомендуется:
Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы:
- Какое время года наступило? (… … .)
- Почему ты так думаешь? (… … . … … … … .)
Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста и т.д.
Приметы осени.
Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. Небо серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. Исчезли насекомые. Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай. Люди стали теплее одеваться. Дети пошли в школу.
На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, топа: осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листок ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т.п.
Задание 1.Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?
Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.п.
Задание 2. Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.
На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клена.
Осенью оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана — словно опахала.