«Игры для ознакомления детей с пространственным значением предлогов»
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между. Но быстро усвоить пространственные понятия для дошкольников очень трудно. В этом случае на помощь приходит игра.
Дидактическая игра «Солнечный зайчик».
(Закрепить умение детей использовать в речи предлог «на», учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы).
Логопед достаёт маленькое зеркальце и говорит, что в гости к ребятам пришёл солнечный зайчик, и сейчас он будет прыгать на разные предметы, а малыши должны сказать на какие предметы прыгнул «солнечный зайчик».
Игра с мячом.
(Учить детей составлять словосочетания с предлогом «на»).
Дети встают полукругом. Логопед бросает кому-нибудь мяч и произносит название предмета, а ребёнок придумывает с этим словом такое словосочетание, чтобы в нём встречался предлог «на» (чайник на плите, тарелка на столе, кошка на кровати, воробей на ветке, гриб на полянке, яблоко на дереве и т. д.).
Дидактическая игра «Кто, где живёт».
(Закрепить умение детей использовать в речи предлоги «в», «из» давать полные ответы на поставленный вопрос).
Логопед просит детей закончить предложение. Дети вспоминают, какое животное живёт в каком домике. Логопед начинает предложение, а дети его заканчивают.
В дупле живёт… В дуплах живут…
В медвежьей берлоге спит… В берлогах живут…
В лисьей норе спряталась… В норах спрятались…
В собачьей конуре сидит… В конурах сидят…
В скворечнике живёт… В скворечниках живут…
Детям предлагается разместить животных и птиц в их жилищах.
Игра «Где был щенок Бимка?»
(Закрепить пространственное соотношение предлога «из-за».)
Педагог рассказывает историю о щенке Бимке, который жил в доме девочке Маши и везде лазил, постоянно шалил. Детям предлагается угадать и назвать, где был щенок, если он вылез из-за кресла, из-за шкафа, из-за двери, из-за стиральной машины и т.п.
(дети отвечают на предложение полными предложениями, выделяя предлог из-за).
Если дети отвечают без ошибок, можно изменить задание и спросить: Откуда вылез щенок Бимка, если он был за деревом? (за кустом, за сараем, за сараем, за конурой?).
Сказка об одиноком волке.
(Закрепить пространственное соотношение предлога «из-за».)
Педагог рассказывает детям сказку, выставляя и передвигая на доске соответствующие картинки (понятие плут, плутище, одиночество уточняется до начала рассказа).
Жил-был в одном лесу Волчище Серый Плутище. И не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волчище на полянку — звери тут же прячутся: зайка — за куст, белка — за ветку, мышка — за холмик, бабочка и та улетела за дерево. Один раз Волчище решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за ёлку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка прилетела из-за дерева. Все стали радоваться, играть. Поныл тогда Волчище, кто виноват в его одиночестве.
После выяснения морали сказки логопед спрашивает: Куда спрятался каждый герой сказки? Откуда он вышел? Кто ещё в лесу мог спрятаться от волка? За, что он мог спрятаться? Откуда он мог потом выйти?
Составление рассказа о котёнке Тишке.
(Учить детей составлять рассказ с использованием предлога «под», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных).
Педагог показывает детям изображение забавного котёнка Тишки и рассказывает, что котёнок этот – большой шалун. Всё лето Тишка жил на даче и залезал всюду в доме, на участке. Перед детьми выставляется картинка с изображением участка. Затем логопед предлагает детям подумать и сказать: под чем может спрятаться котёнок Тишка.
Дети предлагают свои варианты ответа. Ответы должны быть полными.
Таким образом, в процессе игры быстро и с удовольствием усваивают пространственные понятия.