Консультация для воспитателей
«Развитие речи дошкольников на занятиях по декоративному рисованию»
На занятиях в детском саду воспитатели знакомят детей с разнообразными видами прикладного народного творчества: с народными игрушками, с изделиями городецких, хохломских и жостовских мастеров. Большое количество ярких образцов, разнообразие технических приемов, используемых при рисовании, создают на занятиях благоприятные условия для развития речи детей. Эта деятельность способствует развитию и таких свойств, как усидчивость, внимание.
Воспитатель объясняет детям, как наносятся мазки при изображении листьев, лепестков и венчика цветка. Обучая детей тем или иным приемам и технике изображения, воспитатель комментирует работу детей. Это способствует накапливанию пассивного словаря, который потом будет вводиться в активную речь.
Перед занятиями можно составить словарь. В него входят названия геометрических фигур, слова, характеризующие линии, завитки, названия деталей растений.
На первом этапе для проведения занятий воспитатель подбирает наиболее легкие по своему рисунку и технике изображения образцы: коврики, салфетки, скатерти. При их зарисовке одни и те же действия неоднократно повторяются, что дает возможность создать определенную речевую опору. Дети учатся отвечать одним словом, словосочетанием или распространенной фразой.
На втором этапе обучения дети пользуются ситуативной речью. На один и тот же вопрос дети могут дать исчерпывающий ответ. Коррекционные задачи постепенно усложняются.
На третьем этапе обучения ребенок уже начинает пользоваться объяснительными формами речи. Например: «Чтобы нарисовать ягоды рябины, нужно взять красную краску и концом кисти нарисовать кружок».
Начиная с третьего периода обучения вводится контекстная речь. Во время занятия дети поочередно рассказывают: один - как рисовал стебельки, другой - как рисовал листья, третий - ягоды. При этом следует требовать от детей подробного рассказа. Такой подход помогает подготовить детей сначала к коллективному, а затем и к индивидуальному рассказу .
На четвертом этапе обучения дети самостоятельно придумывают узор и стараются воспроизвести жостовскую или городецкую роспись. Получая творческие задания, дети рассказывают о предстоящей работе.Говорят, какими красками будут пользоваться, как будут располагать цветы, различные по величине.
Для решения коррекционных задач необходим тесный контакт воспитателя с учителем-логопедом и с родителями. Следует объяснить родителям, что умения и навыки детей по изобразительной деятельности имеют прямую связь с коррекцией развития речи.