Не простая задача убедить родителей в том, что ребенок 2-3 лет, общается только с помощью жестов и отдельных неопределенных по артикуляции звуков – это не нормально. Подавляющие большинство мам и пап, считают, что стоит лишь ребенку поступить в детский сад, и он заговорит сам, без посторонней помощи.

Необходимо на ранних этапах распознать, есть ли у ребенка риск отставания в речевом развитии?

Прекрасно, когда у родителей, ведущих здоровый образ жизни, рождается здоровый малыш. К сожалению, такая картина складывается не всегда! Если мама во время беременности перенесла инфекционное заболевание, употребляла алкоголь или никотин, испытывала токсикоз или роды были осложнены, то у родившегося малыша очень вероятен риск отставания в речевом развитии, и распознать его можно на самых ранних этапах.

Если в 2-2,5 мес. Ваш малыш реагирует на вашу улыбку, голос комплексом оживления (машет ручками и ножками, улыбается), вы можете с удовлетворением отметить: «Какое счастье! Мой малыш меня видит, он меня слышит и понимает!»

В 3-5 мес. ребенок начинает издавать звуки, похожие на воркование голубя. Эта предпосылка речи так и называется – «гуление». Если Ваш малыш «ворковал», «гулил» - это тоже хороший знак.

В 6-8 мес. дети начинают повторять различные звуки и слоги, как бы разговаривая сами с собой: па-па, ба-ба, мамм-а. Этот период формирования речи называется «лепет», т.е. голосовые реакции выделяются из общего комплекса оживления, становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Используя их для выражения своих желаний, ребенок заставляет взрослых обратить на него внимание.

К 1 году «лепет» плавно переходит в отельные слова, которые ребенок произносит осознанно: мама, папа, дай, на, еще, пить. Вспомните, что умел говорить в год ваш малыш?

К 1,5 годам словарь расширяется и достигает 20-50 слов. В основном, это имена близких людей, название предметов.

К 2 годам происходит словарный «взрыв» - дети используют глаголы и прилагательные, т.е. называют действия и признаки предметов. Ребенок употребляет уже до 100  слов.

К 2,5 годам бурно развивается фразовая речь – ребенок может строить предложения из двух-трех слов.

К 3 годам словарный запас составляет от 300 до 1000 слов. Ребенок использует предложения из трех-четырех слов, имя, пол, возраст, понимает значение простых слов, глаголов, предлогов.

Если малыш отстает более чем на один возрастной период, это должно вас насторожить. Необходимо срочно обратиться к логопеду для обследования ребенка, который наметит план коррекционных мероприятий для нормального речевого развития.

Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…» и пропускают самое благоприятное время. Особенно неблагоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребности в ласке, теплоте, любви.

Если до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающие звуки и слова. Но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое».

Именно в первые три года ребенок овладевает навыками, которые будут потом использоваться на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.

Науке известны случаи, когда младенцы попадали в логово к диким животным и вырастали среди зверей. Иногда удавалось вернуть таких детей в человеческое общество, но возвращение это, обычно, оказывалось трагическим. Если ребенку было более 7 лет, то его уже никакими средствами не могли сделать полноценным человеком. Не могли даже научить говорить. Поэтому, если жизнь ребенка сводится к простому биологическому существованию (накормлен, напоен, уложен спать), то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей развития.

Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее и пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начинается в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития.

Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше!

Первые годы жизни – самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.

Главное – не опоздать!

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 64 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода в Томске

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.